Этюд"Незабудки", масло, 20х25 см, 2006 год.
Незабудки - бесконечная тема...
На Урале незабудки - это уже начало лета, июнь... Цветы пахнут горячим медом... Бабушка почему-то предпочитала расскладывать незабудки кольцом в большой тарелке и заливать водой до самых верхушек. А мне нравилось ставить их в широкие стаканы, чтобы стебельки привольно рассыпались.
Рисовала множество вариантов, их часто заказывают и покупают.
Самый первый этюд, с которого все началось, не продается, он с натуры.
Тогда я первый раз попала на фестиваль бардовской песни, а на обратном пути у дороги мелькнуло голубое озерцо - это оказались заросли незабудок, как будто кусочек неба запутался в траве...
Акварель"Кувшины", бумага, 25х30 см, 2008 год.
Кувшины. Очень часто их рисую.
Настолько философские объекты для воплощения почти любых настроений!
Разбитые кувшины - разбитые души, утекающая жизнь... Полные кувшины - гармония мира...
Много всяческих ассоциаций сами собой приходят и переливаются одна в другую.
Но мои первые кувшины были самые прекрасные, настоящие строгие грузинские, черные кувшинчики со скромным орнаментом. Мне их подарила одна необыкновенная дама и объяснила, что это не просто два сосуда, а мужчина и женщина. Мужчина - тонкий в талии и широкий в плечах, а женщина - плавная и округлая в бедрах.
Я их часто вспоминаю и иногда невольно повторяю этот сюжет.
В жизни он тоже повторяется :-)
Картина маслом"Свечение", холст, 27х40 см, 2004 год.
Эта картина открыла собой целую серию работ, которые называю "пластические", потому что рисую их пальцем, без кисточки. Полное ощущение, что как будто "лепишь" невидимый глазу образ, нащупываешь его кончиками пальцев в глубине молчащего белого пространства...
Лицо появилось будто само собой и ожило, сосредоточенное на потоке света, который падает на раскрытые ладони, как дар... А может быть, это не свет, а струи солнечного ливня, какой бывает летом...
Даже не знаю, кто это - женщина или мужчина? Ангел? Не суть... Просто он есть, и он умеет читать свечение звезд, как книгу...
А потом к этому лицу дорисовались другие фрагменты - трава на ветру, птицы, кувшины, полные тишины, все тоже сплошная импровизация...
Всегда сама изумляюсь, когда так получается, как будто кто-то сверху водит моими пальцами, перепачканными в краске...
Но эти картины всегда полны скрытого смысла, не надоедают, не мешают жить... и не продаются!
Картина маслом"Паруса", холст, 50х70 см, 2006 год.
Окно открыто, как будто в вечность...
Окно открыто, как Книга Жизни...
Мы смотрим туда, вдаль, пытаемся угадать Судьбу, ждем чуда и не замечаем, что сейчас оно и происходит. Ведь каждый миг жизни - это чудо для нас, живущих.
Паруса медленно проплывают, как летние долгие дни, и хочется улететь туда, к ним, к морю, но мы все связаны невидимой нитью взаимных обязательств...
И жить друг без друга не сможем...
Отзывы зрителей на эту картину на сайте "Иероглиф" можно прочитать тут
Картина маслом"Гранаты, падающие на синий город", холст, 70х100 см, 2006 год.
Этот фантастический пейзаж вижу каждый день из своего окна - морской залив, обрамленный россыпью белых от солнца домиков, бесконечные каменные лестницы, дальние горы, туманная синева без края...
А гранаты появились как будто из воздуха, словно нотка тревоги, которая подчеркивает хрупкость этой безмятежной красоты, обманчивой вечности...
Сейчас я работаю над серией "Город моей мечты" в таком же стиле, как эти "Гранаты".
Отзывы зрителей на эту картину на сайте "Иероглиф" можно прочитать тут
Картина маслом"Мосты", 50х70 см, холст, 2006год.
Это одна из моих любимых тем в живописи.
Мосты - путь в вечность...
К каждому событию в жизни нас ведет мост из поступков и решений над провалами ошибок.
Как найти свою дорогу?.. Сказочные замки кажутся слишком воздушными и недоступными, они как будто парят в воздухе.
А нам приходится идти по нагромождениям старых камней, запутанных лестниц.
Кажется, пути нет... Но на самом деле мост в будущее над нашей головой, а выше еще один, и еще...
Нужно искать свой путь...
Рисунок гуашью"Дыхание ручья", 20х30 см, 1989год.
Эту картинку никогда не продам.
Хотя были предложения... но не нельзя, она - заветная.
Наверное, она из самых первых, где что-то получилось само-собой, почти без моего сознательного участия. Просто так легли потеки гуаши и застыли недоуменными силуэтами зимних деревьев, над застывающим ручьем...
И появился образ какой-то тающей нежности холодного дня вне времени и пространства...
Повторить не получается, сколько не пыталась. Получается "по мотивам", но другое настоение, а это - никогда, потому что живое мгновение невозможно повторить...
А гуашь тут как ни странно обычная советская "плакатная", и картинка держится, не блекнет уже скоро двадцать лет!
Картина"Ветер весны", 50х70 см, акварель, 2002год.
Эта акварель всегда выделялась среди прочих в серии картин, которые появились в тот период. Все критики и зрители это отмечали, да я и сама чувствую, что она - особенная...
Ассоциации с детством и ранней весной, когда только открывают окна, свежий ласковый ветер приходит в комнату... Неуловимое ощущение праздника... Кажется, все плохое и тяжелое уже позади и весна надувает солнечный парус надежды...
Там, за раскрытым окном целый мир, который уже не прячется за стеклом, он звучит и сияет. Все обязательно сбудется, все случится, чего пришлось так долго ждать...
Картину давно купили, повторить ее не могу и не хочу... остались только фотографии и открытки, но я все равно чувствую, что она осталась со мной.
Вот нарисовался вдруг сам собой такой натюрморт и вспомнилось прошлое, которого уже давно нет...
Когда-то давно не было компьютеров, представляете? Да, правда :-)
А я работала не художницей, а машинисткой. Сама научилась печати 10-ти пальцевым методом и стала набирать скучные технические документы. Тексты попадались редко. Чаще таблицы. Но это к и лучшему.
За таблицы платили вдвое больше, но самое главное, это не мешало параллельно слушать радиоспектакли и кассетки магнитофона.
Было очень интересно, когда пальцы сами по себе щелкали по клавишам, голова совершенно отключалась от этого процесса, а душа куда-то улетала...
Странное состояние, казалось мне, что подключаюсь к какому-то полю мировой информации и могу почувствовать все - и прошлое, и настоящее, и будущее...
Что это было, не знаю... Наверное, выход в астрал :-)
И вдруг сейчас во влажных мазках маслянных красок на палитре - черных, серых, синих и лиловых оттенков вдруг привиделась моя старая печатная машинка, усыпанная золотыми шариками мимозы...
А листы, разлетаются птичьей стаей в далекий край, из прошлого в будущее, в мое настоящее время...
К этой технике свободной росписи на шелке, с помощью горячего воска я пришла совсем недавно. Подробные пошаговые уроки можно посмотреть в разделе сайта "Уроки батика", поэтому тут повторятся не стоит. Скажу лишь, что к идее работать таким способом меня натолкнула старинная восточная техника свободной росписи "суми-э". С горячим воском тоже нужно управляться быстро и исправить нанесенный мазок уже нельзя. Значит, нужно хорошо сосредоточится и поймать то настроение, которое можно мгновенным свободным движением буквально набросить на шелк в определенном ритме. Как россыпь свободных брызг...
И в этой картине все удивительно совпало - сюжет, улетающее настроение, весенний мотив.
На самом деле, это дерево, которое в Израиле называют мимозой, из семейства акаций. Но ветки совсем не колючие, а пушистые и душистые грозья золотистых шариков кажутся хрупкой мимозой...
Картина - сплошная импровизация и вихрь воспоминаний, хоровод ассоциаций последней весны.
Все так и было - ярко, свежо и необыкновенно нежно...
Если у Вас появились вопросы, замечания или Вам хочется поделиться впечатлениями, пожалуйста, пишите, я обязательно отвечу!