Сегодня мы обсудим несколько необычную тему, с которой может соприкасаться графология. Это тема анализа изобразительного искусства с точки зрения применения графологических принципов.
Казалось бы, рисунки не почерк, какая связь? Однако связь хотя и не прямая, но есть, причем весьма тесная. Дело в том, что и у почерка, и у рисунка (графики и других направлений) есть общие корни. Это - понятие "графо", означающее "начертание, очертание". В этом смысле изображение имеет больше общего с автографом: оба они практически не зависят от "стандартов прописей" и оба представляют собой "индивидуальный рисунок" автора.
Как и при анализе почерка, графолог оценивает прежде всего не содержание (написанное или изображенное), лежащее на поверхности, а глубинную суть, внутренний мир автора. В этой статье мы попытаемся проанализировать картины с позиций графолога, а не искусствоведа - это означает, что нам важны не художественные качества или сюжет, а только графические признаки, которые можно интерпретировать.
Есть специалисты, занимающиеся анализом детских рисунков, ведь не все дети могут писать. Они пользуются определенными приемами, дающими возможность обнаружить как задержки в развитии, так и травмы, насилие, агрессию в семье - такие вещи, о которых ребенок из страха никогда не расскажет. Для тех, кого это интересует, в книжных магазинах можно найти богатый материал по тематике расшифровки детских рисунков. Мы же поговорим о рисунках взрослых людей.
Прежде всего взгляните на иллюстрации (к сожалению, они были переданы мне без указания имени автора): "Русский и болгарский князья на разведке" и "Духи леса".
Бросается в глаза тщательнейшая проработка деталей! С одной стороны, это, безусловно, говорит об огромной способности к концентрации, упорстве и присущем художнику высоком волевом контроле. Однако, с другой стороны, контроль этот преувеличенный и вместе с другими тревожными признаками (некоторые из них я приведу ниже) наталкивает нас на мысль о некой зацикленности автора, о его внутренней несвободе. Полное отсутствие спонтанных штрихов и тотальная продуманность всех элементов говорят не только о логическом, рациональном типе мышления, но и о навязчивых идеях, когда голова все время занята перемалыванием, бесконечным анализированием каких-то вопросов, проблем. Подобно "застреванию" на прорисовывании элементов до их полного зачернения, художник "застревает" на навязываемых ему собственным беспокойным воображением образах и мыслях.
Подробность картин завораживает и почти гипнотизирует, рассматривать их можно очень долго, с каждым разом обнаруживая новые детали и дополнительный скрытый смысл. На пример, обратите внимание на кисти рук девушки-дерева или замаскированное среди травы неприятное ухмыляющееся лицо...
Стоит обратить внимание на тени, которые присутствуют в рисунке не равномерно, а избирательно. Тени говори! об эмоциональном аспекте, а также о том, насколько человек близок со своим подсознанием. С одной стороны, видна сильная эмоциональность, но не внешняя, а внутренняя, порой нарочитая, а с другой - совершенно "наивные", "неоконченные", двухмерные элементы (обычно имеющие второстепенное значение в сюжете), простота и схематичность мышления.
Художник слишком тщательно, по многу раз наносит линии одну на другую, основательно затушевывает и за-темняет детали. Зачерняющие повторы (в его случае не импульсивные, а как раз очень сознательные и продуманные) - обычно признак внутренней тревожности, страха, порой чувства беззащитности, очень часто - обсессивности. Закрашивание, затушевывание - это не что иное, как "защита" от чего-либо или сокрытие чего-либо. Только тот, кто чувствует себя уязвимым, испытывает потребность защищаться.
В обоих случаях, несмотря на совсем разную тематику, много ветвей, стволов, корней и листьев, заполняющих картины. Такие вещи можно изучать бесконечно, это настоящие "фрейдистские" случаи! Стволы - это наше самоощущение, наше эго. Корни - это наши истоки, наше первичное ощущение основ, надежности. Крона, форма вершин деревьев и кустарников говорит о сознательном, а ее наполнение - листья - о чувствах и внутреннем мире человека.
Особое внимание стоит уделить глазам персонажей, поскольку глаза на подсознательном уровне несут символику души, личности, совести, а также страха. Характерно, что они вообще не прорисованы, пусты или скрыты, и это тенденция. Кому боится взглянуть в глаза этот человек? Вероятнее всего - себе самому. Ни в коем случае не отождествляйте пустоту глаз с пустотой в душе! По глазам судите о тревожности и беспокойстве.
Дело в том, что глаза - не просто элемент картин и портретов. Сточки зрения психологии у глаз есть глубокое значение, имеющее отношение к коллективному бессознательному, Поэтому любые аномалии, касающиеся символики глаз, имеют определенное значение.
Например, в рисунках один художник постоянно тщательно прорисовывает глаза, другой зачерняет их, а третий демонстративно игнорирует, оставляя пустые глазницы. Во всех этих случаях человеком владеет страх, глубокий первобытный страх. Но один предпочитает постоянно думать о нем, второй - усугублять, а третий делает попытки уйти от него, бросает вызов всему тому, что его так гнетет.
Все увиденное дает нам повод предположить, что этот человек изо всех сил пытается отделить чувства от логики, точнее, старается жестко контролировать разумом любое проявление своих эмоций, воспринимает все это как слабость. Он неудовлетворен собой и своей жизнью, в его душе нет покоя, его воображение постоянно терзают разные образы, хранящиеся глубоко в подсознании. Быть может, это беспокойство и приносит вдохновение людям искусства...
Так или иначе, этот человек может быть (точнее, хочет быть) в жизни жестким, нетерпимым, высказывать протест против остального мира с его правилами и нормами, - это можно предположить по конкретности линий, определенности и сознательному расчету деталей, отсутствию легкости штрихов и случайностей, говорящим о категоричности. В рисунках присутствует максимальная оптико-моторная слаженность, свидетельствующая о потребности в контроле и непрерывном напряжении. Это делает более острым конфликт, в котором участвуют внутренняя неуверенность, уязвимость и чувствительность, которые художник хочет еще сильнее спрятать, замаскировать, но которые требуют выхода.
Поскольку он не хочет (точнее, не может и не умеет) выразить свои чувства и свой внутренний мир гармонично и естественно (так как это в его глазах слабость), он делает это так, как может: демонстративно. Демонстрирует свою особенность, тот факт, что он личность (поведение, характерное в случаях подавления в семье, например).
Не останавливаясь на многих дополнительных графических элементах и нюансах, можно заключить, что автор рисунков - интересная и неоднозначная личность. Похоже, перед нами разочарованный реальностью утонченный идеалист, вероятно, страдающий от повышенной тревожности, навязчивых мыслей и невозможности достичь как желанной внутренней свободы, так и внешней адаптации.